![]() |
![]() | ||||||||||||||||
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
![]() | ||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||
![]() |
Прор. Михея Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. На вечерне (совершается отдельно от литургии): 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Лк., 9 зач., III, 1-18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.Литургия свт. Иоанна Златоуста. В конце вечерни – великое освящение воды. Чтение часов навечерия переносится на пятницу, 3/16 января. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года![]() (2 Тим. 4, 5-8; Мк. 1, 1-8). Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь - и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна. Некоторые особенности богослуженияВоскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой сщмч. Феопемпта и мч. Феоны (без праздничного знака). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Богоявления. Литургическое освещение праздника.
На Великой вечерне на Господи
воззвах поются стихиры
праздника Совершается вход с Евангелием и поется прокимен великий, глас 7: Бог наш на небеси на земли Читаются 13 паремий праздника Богоявления.
I.
Книга Бытия
После первых трех паремий к тропарю и
стихам пророчества
IV.
Книга Иисуса Навина
После 6-й паремии — припев к тропарю и
стихам
VII. Книга пророка
Исаии По окончании паремий отверзаются царские врата.
Поется
прокимен, глас 3: Господь просвещение мое
и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель
живота моего, от кого устрашуся? Читается Апостол и Евангелие. После Евангелия царские врата затворяются. Далее следуют сугубая ектения, Сподоби Господи и просительная ектения. По возгласе молитвы главопреклонения тотчас поются тропари Глас Господень и совершается великое освящение воды ( Чин великого освящения воды).
После отпуста посреди церкви поставляется светильник,
перед которым духовенство и певчие поют тропарь После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. Вечером или ночью совершается всенощное бдение. Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.
Хор поет С нами Бог Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века). Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог. Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д. Далее — Трисвятое по Отче наш.
Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и
других хор поет тропарь праздника Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия.
Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву
Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор
поет кондак праздника Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие.
Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника
После литии – стиховные стихиры
праздника Утреня.
После шестопсалмия, на Бог Господь —
тропарь праздника
По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче
Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в
водах Иорданских
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея
Прокимен, глас 4: Море виде и
побеже, Иордан возвратися вспять. Стих:
Что ти есть море, яко побегло еси? и
тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?
По 50-м псалме вместо Молитвами поется:
Слава: Всяческая днесь да
возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И
ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и
стихира по 50-м
псалме Канонов два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл есть дно и св. Иоанна Дамаскина — Шествует морскую волнящуюся бурю. На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. (В русском переводе: Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем). Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно). К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.
На хвалитех - стихиры праздника
Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздника В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru |
||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||
![]() |